Главная

Не верь предсказателям, Богу самому интересно, чем это закончится

 

Книга перемен И-цзин

книга перемен     Легендарный правитель Фу Си, пребывавший у власти, как принято считать, с 2852 по 2737 год до нашей эры, по преданию однажды увидел, как из реки Хуанхэ выплыла на берег огромная черепаха (в некоторых источниках говорится о драконе-лошади), на спине которой были начертаны таинственные знаки, состоявшие из сплошных и прерванных посередине черт.

    В их сочетаниях Фу Си увидел систему символов, соответствовавших его представлениям о мироздании, где главенствовали небо и земля, из взаимодействия которых рождались все вещи и явления, живое и неживое. Символы эти Фу Си изобразил в такой последовательности: 8 триграмм

    Каждый из символов (триграмм) имел свое название, указывал на определенное свойство и выражал конкретный образ :
   1. Цянь (творчество), свойство - крепость, образ - небо;
   2. Дуи (разрешение), радостность, водоем;
   3. Ли (сцепление), ясность, огонь;
   4. Чжень (возбуждение), подвижность, гром;
   5. Сюнь (утончение), проникновенность, ветер(дерево);
   6. Кань (погружение), опасность, вода;
   7. Гэнь (пребывание), незыблемость, гора;
   8. Кунь (исполнение), самоотдача, земля.

    Кроме того, каждая отдельная триграмма символизировала время года в зависимости от движения солнца и луны. Именно эти триграммы используются в сетке ба-гуа еще одного древнего китайского учения гармонизации пространства фэншуй.

    Книга перемен (И-цзин, Чжоу и, Канон перемен), которая основана на этих символах, состоит из 64 символов - гексаграмм, каждая из которых состоит из 6 черточек (непрерывных и прерывающихся), расположенных друг над другом снизу вверх во всевозможных сочетаниях. Это уже значительно более сложная система, охватывающая и отражающая, в соответствии с теорией Книги перемен, весь мировой процесс, все чередования ситуаций, происходящие от взаимодействия и борьбы сил света и тьмы, напряжения и податливости, добра и зла, ситуаций, в которых оказывается и действует человек.

    Принято считать, что нижняя триграмма относится к внутренней жизни, к наступающему и созидаемому, а верхняя - к внешнему миру, к отступающему, к разрушающемуся. С древних времен существует и взгляд на гексаграммы как на комбинации из трех пар черт, каждая из которых символизирует одну из трех космических потенций: верхняя - небо, средняя - человека, нижняя - землю.

    Здесь мировозрения древних китайцев отличаются от взглядов, распространенных тогда и позднее во многих других цивилизациях. Оно более позитивно: человек участвует в течении жизни как равный земле и небу, как активная сила, не только зависимая, но и способная воздействовать на окружающий мир, на обстоятельства, на судьбу. В этом главное отличие Канона перемен как первоначально чисто гадательного текста. В других гадательных системах человеку отводится пассивная роль, предсказывается роковой ход событий, изменить который он не в силах.

    Предложенные выше пояснения к раннему небесному порядку подводят нас к понятию нарастающих и убывающих сил. Считается, что понимание сущности этих сил способно раскрыть перед человеком секреты будущего, а Первоначальная по­следовательность отражает божественные представления о жизни. К сожалению, до сих пор истинное понимание сути Первоначальной последовательности было доступно очень немногим.К счастью, вслед за Фу-Си пришел У-ван, который переосмыслил последовательность триграмм, предложил концепцию «внутреннего мира» человека, а также су­щественно упростил учение о триграммах.

    У-ВАН, родоначальник династии Чжоу (1 105-249 гг. до н.э.), считается создателем системы из 64 гексаграмм, полученных путем удвоения числа линий в триграммах. До своего восхождения на трон У-ван провел долгие годы в тюрьме, и полагают, что именно в это время он разработал подробное толкование гексаграмм, заложив тем самым фундамент будущей Книги перемен.

    КНЯЗЬ ЧЖОУ, энергичный и решительный сын У-вана, - автор текстов, комментирующих сменяющие друг друга линии гексаграмм. Он подробно описал, как происходит процесс непрерывного перетекания инь в ян и как графически это выражается в чередовании сплошной и прерывистой линий. Работы князя Чжоу получили название «Перемены Чжоу» и впоследствии были причислены к разряду божественных откровений. Перемены Чжоу вошли во многие работы древнекитайских ученых и оказали заметное влияние на И цзин, превратив ее в свод законов о божественном. Именно в таком виде она предстала перед Конфуцием.

    КОНФУЦИЙ посвятил всю свою жизнь глубокому изучению идей и образов И-цзин. Великий мыслитель, он - а позднее его ученики - значительно расширили ее содержание, добавив великолепные комментарии. Во времена Конфуция Книга перемен вызывала огромный научный интерес, и именно в этот период усилиями многих ученых в нее было внесено много нового.
   
ицзин     В последнее время много говорится о поразительном сходстве между гексаграммами и двоичным кодом системы счисления, лежащим в основе современных компьютерных технологий. Очевидная близость этих двух графических систем невольно подталкивает к выводу о связи между древними открытиями китайских ученых и достижениями современной науки. Сплошная и прерывистая линии гексаграмм в точности соответствуют точкам и тире двоичного кода. Такое удивительное сходство не может быть простым совпадением.

    Ученые давно заметили, что 64 гексаграммы И цзин странным образом напоминают 64 генетических кода ДНК - основы всего живого на нашей планете. Молекула ДНК имеет форму двойной спирали, похожей на закрученную веревочную лестницу с миллионами перекладинок. Полностью генетический код выстраивается за 19 витков спирали, то есть на 19-ый виток приходится 64-й триплет. В молекуле ДНК количество возможных вариантов кодовых слов тоже равно числу 64.

    Не исключено, что И цзин содержит в себе магический ключ к разгадке бытия. Неопровержимо одно: опыт многих поколений доказывает, что И цзин раскрывает механизмы движения космической энергии, ее изменения и накопления. Таинственные линии гексаграмм и их особое расположение вокруг компаса - это шифр, разгадав который, можно научиться управлять потоками жизненной энергии.

    В процессе гадания по И-цзину исходили из того, что каждая гексаграмма символизирует ту или иную жизненную ситуацию, которая развертывается во времени, а каждый афоризм при гексаграмме вкратце характеризует тот или иной этап в развитии данной ситуации. Гадание происходит при помощи трех монет: если выпадают три "орла" или три "решки", рисуется непрерывная линия, разные - прерывающаяся. Таких линий рисуем шесть снизу вверх.

    Первая позиция (нижняя черта) характеризует лишь зарождение ситуации, когда типичность ее еще до конца не определилась. Вторая позиция характеризует апогей внутреннего развития ситуации. Третья - кризисный момент перехода ситуации от внутреннего качества к внешнему. Четвертая - начало проявления внутреннего процесса вовне. Пятая - максимальное раскрытие ситуации вовне. Шестая (верхняя черта) знаменует завершение развития ситуации или ее так называемое переразвитое, когда она превращается в свою противоположность.

    Полученную гексаграмму ищем в Книге перемен и читаем ответ. Все очень просто, но необходимо учесть следующее:
   *не отвлекайтесь на посторонние мысли во время гадания, держите вопрос все время в голове;
   *не задавать книге один и тот же вопрос повторно, даже если ответом вы не удовлетворены или он кажется вам слишком мрачным;
   *в течение одного сеанса задавать по возможности только один вопрос;
   *если вам выпала гексаграмма под номером 3,29,39,47 ни в коем случае не расстраивайтесь, а примите во внимание содержащиеся в тексте рекомендации;
   *не обращайтесь к книге, если задуманное может повредить окружающим или его осуществление связано с недостойными средствами.

Гексаграммы И-цзин

Верх/Низ Цянь Дуй Ли Чжэнь Сунь Кань Гэнь Кунь
Цянь 1.Цянь 43.Гуай 14.Да-ю 34.Да-чжуань 9.Сяо-чу 5.Сюй 26.Да-чу 11.Тай
Дуй 10.Ли 58.Дуй 38.Куй 54.Гуй-мэй 61.Чжун-фу 60.Цзе 41.Сунь 19.Линь
Ли 13.Тун-жэнь 49.Гэ 30.Ли 55.Фян 37.Цзя-жэнь 63.Цзи-цзи 22.Би 36.Мин-и
Чжэнь 25.У-ван 17.Суй 21.Ши-хо 51.Чжэнь 42.И 3.Чжунь 27.И 24.Фу
Сунь 44.Гоу 28.Да-го 50.Дин 32.Хэн 57.Сунь 48.Цзин 18.гу 46.Шэн
Кань 6.Сун 47.Кунь 64.Вэй-цзи 40.Цзе 59.Хуань 29.Кань 4.Мэн 7.Ши
Гэнь 33.Дунь 31.Сянь 56.Люй 62.Cяо-го 53.Цзянь 39.Цзянь 52.Гэнь 15.Цянь
Кунь 12.Пи 45.Цуй 35.Цзинь 16.Юй 20.Гуань 8.Би 23.Бо 2.Кунь